Несмотря на то, что человечество достигло высокого технологического прогресса, на земле не стало меньше насилия сильного по отношению к слабому, особенно мерзко и нетерпимо оно в семье, среди самых близких и родных: мужа и жены, родителей и детей…

Полвека назад, когда в Латинской Америке были жестоко убиты три сестры Миробаль. С тех пор 25 ноября объявлен Международным днем борьбы против насилия в семье в отношении женщин и детей. Это убийство инициировало международный протест против всех форм гендерного насилия. Позже, в 1979 году была принята Международная Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

В России насилие в отношении слабого пола и детей достаточно распространенное явление. Существовала эта проблема во все времена, но обсуждать и выносить на суд общественности семейные проблемы считалось и считается чем-то постыдным. Многие даже в полицию не хотят обращаться, годами терпят насилие, не желая выносить сор из избы. А если посмотреть на причину такого поведения жертвы, то они просто не верят, что будут защищены государством. В обществе существует убежденность, что происходящее в семье должно решаться в кругу семьи, то есть по принципу «помоги себе сам». А для чего тогда государству защитники правопорядка, получающие высшее образование, рабочее место и зарплату?

Недавно мне как адвокату пришлось участвовать в судебном споре по определению местожительства двоих несовершеннолетних девочек.  Заявительнице Мадине 36 лет, из них 12 лет она одна воспитывала своих детей, считала себя законной женой, ждала мужа, пока он жил за границей. За это время Мадина отремонтировала старенький домик, создала в нем уют.  На детей не нахвалятся учителя в школе, девочки ходят на курсы иностранных языков, бегло читают священный Коран.  

И вот однажды из дальних стран возвращается муж, и, как в той сказке, выкидывает из дома плачущую Мадину, а сам поселяется в нем с новой «заграничной» семьей. К кому только не обращалась Мадина, прося о защите — никто не хотел с ее мужем связываться. Женщина по совету односельчан обратилась в суд. Районный суд определил местожительства детей с матерью. Возмущенный решением суда муж обжаловал его в Апелляционную инстанцию, но решение районного суда было оставлено в силе. Раз так, решил муж, он будет игнорировать его исполнение. Он прогоняет судебных приставов, ведет себя агрессивно, бьет себя в грудь, утверждает, что никто у него не заберет детей, ибо «законы гор» не позволяют отдавать детей матери при разводе. С бывшей супругой разговаривает в оскорбительном тоне.

В ходе очередных разборок после судебного заседания, я спросила его, посмел бы он разговаривать с Мадиной в таком тоне, если бы рядом с ней стояли братья или отец?  Ответа не последовало.  Зная, что у нее нет защиты со стороны мужчин, нет родителей, нет сестер, он решил, что она не защищена и осмелел.  Он не знал или забыл, что чеченские традиции и ислам призывают брать под опеку слабых, незащищенных людей, особенно женщин и обращаться с ними как со своими родными сестрами. Двое совершенно чужих ей молодых людей в зале суда поклялись в том, что они отныне ей родные братья и потребовали от зарвавшегося товарища сменить тон.  Атмосфера изменилась моментально.

Мадине повезло, что в зале нашлись достойные мужчины.  А что делать остальным женщинам на просторах огромной страны, где нет никаких способов защиты от агрессии «сильного» пола? Ни старых, ни новых.

Долг каждого человека сказать «нет» насилию в отношении слабых: стариков, женщин и детей. Взять на себя обязательство никогда не проходить мимо нуждающихся в нашей защите, и тем более не пытаться понять и оправдать тех, кто совершает преступление.

Юрист АНО «Женщины за развитие».





Рубрики: Лента