Название проекта: Счастье жить. Психосоциальная помощь подросткам и их семьям с учетом ментальных особенностей и религиозной принадлежности с целью диагностики, терапии и коррекции психотравмирующей семейной среды
Сроки реализации проекта: 01.12.2017 — 30.11.2018
Проект «Счастье жить» был направлен на улучшение психического здоровья детей и подростков Чеченской Республики. Целью проекта было обучение около 700 родителей детей и подростков методам наблюдения за психическим здоровьем детей, а также основам диагностики психических расстройств у детей. В рамках организованных групп семейной психотерапии 80 семей, в которых воспитываются дети и подростки, были преодолены острые кризисные ситуации и улучшат психическое здоровье.
При поддержке Министерства образования ЧР, а также активном содействии родительских комитетов в 470 школах Чеченской Республики была проведена просветительская кампания по улучшению детско-родительских отношений и психическому здоровью детей и подростков.
В партнерстве с офисом Уполномоченного по правам ребенка Чеченской Республики был открыт Пункт приема психолога для приема родителей и детей в трудной жизненной ситуации, где оказана помощь родителям и детям, которые испытывают психологические трудности в ситуации развода, конфликта в семье и/или в школе, в ситуации домашнего насилия, а также в случае депрессии родителей / ребенка. Особая роль отведена профилактике суицидов среди детей и подростков. В сотрудничестве с партнерами проекта, родителями, педагогами разработана «Дорожная карта» оказания психологической помощи детям и подросткам на территории Чеченской Республики (посмотреть разработанную дорожную карту здесь) , а также обучено 40 психологов и педагогов сельских школ в рамках Курса повышения квалификации, что улучшило доступ к качественной психологической помощи в отдаленных районах Чеченской Республики и укрепило межсекторное взаимодействие партнеров.
Результаты проекта:
- Родители детей и подростков обучены методам наблюдения за психическим здоровьем детей, а также основам диагностики психических расстройств у детей;
- Подготовлено не менее 10 предложений от лица родителей по созданию и/или и реализации программ психологической помощи ребенку в рамках школьного обучения;
- В групповой терапии приняло участие не менее 30 постоянных участников (посетили не менее 70% занятий) и не менее 50 не постоянных участников (посетили занятия 1-2 раза);
- Не менее 80% постоянных участников групповой терапии достигли положительной динамики в изменении поведения, коммуникативных навыков, а также психологического состояния детей и подростков;
- Опыт ведения групповой психотерапии предложен психологам другим школ, включая школы республик Ингушетии и Дагестана, где большинство населения исповедует ислам;
- Разработана Памятка с актуальными номерами и адресами оказания психологической помощи (посмотреть памятку здесь);
- Разработаны методические рекомендации для родителей подростков, направленные на улучшение детско-родительских отношений и коррекцию психотравмирующей семейной среды проживания подростков с учетом этнических особенностей и исламских традиций (посмотреть рекомендации здесь)
Проект реализован при поддержке Фонда Президентских Грантов