Отчет о встрече расширенной рабочей группыиз числа педагогов, психологов и родителей для обсуждения программы психологической помощи ребенку в рамках школьного обучения.Тема: «Доступ к качественной психологической помощи в сельских школах».Дата проведения: 18 апреля 2018 года в 10.00 часов.Место: в здании Министерства образования и науки ЧР по адресу: г. Грозный,ул. им. академика Миллионщикова, 67А.Организаторы: Министерство образования и науки ЧР, Уполномоченный по правам ребенка в ЧР, АНО «Женщины за развитие»Модератор: директор АНО «Женщины за развитие» Базаева Л.Б.Участники: члены рабочей группы и СМИ Чеченской Республики. Всего 115 человек.Вопросы на обсуждение:
- Доступ к качественной психологической помощи в сельских школах. «Дорожная карта» оказания психологической помощи детям и подросткам на территории Чеченской Республики
- Эмпирический опыт чеченского этноса в воспитании и образовании детей в современном мире.
- Дискуссия. Подведение итогов.
Открывая встречу, Л. Базаева поблагодарила всех участников рабочей группы за активное участие в проведении мероприятий по проекту «Счастье жить!…», а также всех тех специалистов-психологов, социальных работников, дефектологов, логопедов, кому не безразлично здоровье детей, кто ежедневно работает над улучшением ситуации с психическим здоровьем детей. Л. Базаева отдельно поблагодарила Министерство образования и науки ЧР, Департамент образования Мерии г. Грозного, Уполномоченного по правам ребенка в ЧР, начальников МУО Ачхой-Мартановского и Сунженского районов Бедригова Б.М, Улубаева А.З, коллективы этих школ и родителей за активное участие и помощь в проведении лекций по методам наблюдения и основам диагностики психических расстройств у детей. Также координатор проекта Л. Базаева поблагодарила психологов сельских школ, выразивших желание принять участие в данной рабочей встрече, целью которой является обсуждение доступности качественной психологической помощи в сельских школах.Выступивший по первому вопросу заместитель министра образования и науки ЧР Усманов А. Р. отметил чрезвычайную актуальность проекта «Счастье жить!…», направленного на организацию комплексной работы специалистов в сфере детства, включая представителей Министерства образования и науки Чеченской Республики, Уполномоченного по правам ребенка ЧР, общественных организаций, и самое главное, усиление роли родителей направленных на коррекцию психотравмирующей семейной среды проживания подростков с целью профилактики психических расстройств у детей, суицидального поведения и улучшения качества жизни. Он отметил заинтересованность министерства в его успешной реализации и всяческой поддержки проектной деятельности. По его словам, он слышал отзывы о проведенных лекциях, как очень актуальных, отвечающих запросам родительского сообщества, а также интересам государства в сфере защиты психического здоровья детей. Министерство образования приветствует участие общественных организаций в лице АНО «Женщины за развитие» в подготовке программы для родителей, учителей и психологов по улучшению психического здоровья детей и подростков с учетом этнических особенностей и исламских традиций. Отвечая на вопрос доступности психологической помощи, он отметил, что в каждой сельской школе работают психолог и социальный работник, а в каждом муниципальном районе есть Территориальные психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК), где родители и дети получить качественную психологическую помощь.Все работники образования, в том числе психологи, регулярно проходят курсы повышения квалификации на базе ЧИПКРО, участвуют в передовых семинарах. Заместитель министра отметил озабоченность Министерства образования и науки ЧР растущей потребностью в специализированных учреждениях для помощи, психокоррекции и лечения таких детей. Для родителей и детей есть хорошая новость, сказал он. В мае 2018 года открывается крупный спортивно-оздоровительный и культурно-развлекательный комплекс «Грозненское море» с возможностью проведения на его базе реабилитационных мероприятий для детей с проблемами здоровья. Здесь будет работать дельфинарий, коннопарковый клуб, плавательный бассейн. Мы должны позаботиться о том, чтобы в инфраструктуру этого предприятия быть включена качественная психологическая служба.Ирбаиева Таиса – начальник отдела детства Министерства здравоохранения ЧР также высказалась в поддержку проекту. Она отметила, что проблема психологического здоровья населения стоит очень остро и есть необходимость усилить работу по психологической поддержке семей, родителей и детей, коррекции психотравмирующей семейной среды проживания ребенка развода, потери, домашнего насилия, конфликтов, и других в целях предотвращения тяжких последствий для психического здоровья детей. Ирбаиева Т. проинформировала, что с 2011 года совместно с Минобразования ЧР идет работа по открытию новых реабилитационных центров, в том числе для детей с ментальными отклонениями. В республике работает ГБУ «Аргунский медико-социально-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями», ГБУ «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.С. Тарамова» на 220 мест, ГБУ «Шалинский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями». Также работает Клиника пограничных состояний и Психиатрическая клиника. На базе Министерства труда ЧР создан и эффективно работает Грозненский реабилитационный центр для несовершеннолетних. Единица специалиста клинического психолога заложена в каждой больнице и поликлинике, но из-за недостатка квалифицированных кадров штат медучреждений часто бывает недоукомплектован. Ирбаиева выразила уверенность, что уже первый выпуск специалистов-выпускников факультета клинической психологии ЧГУ даст возможность значительно улучшить ситуацию.Шахгиреева А.У, директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, сказала: — «Центр, которым я руковожу, по линии Министерства образования и науки ЧР — это первый и пока единственный. Его создание было продиктовано насущной потребностью, необходимостью, поскольку поствоенный синдром в нашей республике имеет место быть. Так как дети, подростки, взрослые, да практически все население республики нуждалось в психологической помощи, возникла необходимость в создании нашего Центра. Он называется Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Работа Центра очень важна, поскольку дети, подростки, их родители и учителя нуждаются в реабилитации, то есть, в восстановлении утраченных способностей нормально жить, учиться, работать. Наши дети также нуждаются в психологической и педагогической коррекции поведения, потому что очень много отклонений от нормы. Я бы хотела отметить очень важный момент: основное направление нашей деятельности — это работа Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Все дети, нуждающиеся в определении образовательного маршрута, когда необходимо выявить, где ребенку будет комфортнее учиться: в общеобразовательном ли учреждении, коррекционной ли школе, интернате для детей с задержкой психического развития, на дому ли, дистанционно, — проходят диагностику у специалистов нашего Центра. У нас, к сожалению, очень много детей с задержкой психического развития, и мы обследуем детей педагогически и социально запущенных. То есть, детьми никто дома не занимается, они начинают отставать в развитии от своих сверстников, и к их приходу в школу накапливаются уже такие проблемы, разрешить которые самостоятельно учитель и школа не в состоянии. Но идти по этому пути у нас не получается, т.к. нет соответствующего здания для открытия стационара. С начала работы через нашу комиссию прошло 1820 детей. На каждого ребенка заводится личное дело, где собираются данные по итогам обследований специалистами: дефектологом, педагогом-психологом, а также результаты медицинского обследования, данные социологических опросов. И вот на этой базе проводится диагностика. Коррекцией же наши специалисты занимаются по факту обращения родителей, поскольку стационара у нас пока нет.Для обеспечения более легкого доступа родителей и детей к качественной психологической и медицинской помощи теперь уже в каждом районе в последние год-два начали работу 17 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (ТПМПК). Цель деятельности ТПМПК − своевременное выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания».Выступивший по второму вопросу «Эмпирический опыт чеченского этноса в воспитании и образовании детей современном мире» Хирахматов Х. А-Б. (Уполномоченный по правам ребенка в ЧР, заместитель Муфтия ЧР) отметил, что в жизни каждого ребенка родители играют большую и ответственную роль, с них дети берут первые образцы поведения. Когда родители понимают свою ответственность за формирование личности ребенка, то они ведут себя так, чтобы их поступки и поведение способствовали формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Процесс воспитания должен быть осознанным, он позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.Тематика обращений к Уполномоченному, как он сказал, показывает, что проблема духовно –нравственного воспитания детей, подростков остается острой, в первую очередь, из-за деформации института семьи, института отца, матери. Сегодня многие молодые родители не имеют возможности, или не осознают своей роли, не имеют навыков воспитания детей. Этому много причин, среди которых и непроработанная военная травма родителей, и социально-экономические проблемы, но отдельно хочу выделить проблему разрыва духовных ценностей поколений, и, как следствие, утрату традиционных семейных ценностей, падение авторитета института семьи в чеченском обществе. В республике большое количество разведенных семей, а значит и детей, не получающих должного воспитания и заботы со стороны родителей. Дети в подобных ситуациях испытывают недостаток родительской любви и заботы, становятся свидетелями агрессии, жестокости, насилия, которые приводят к проблемам с психическим здоровьем, ухудшают адаптационные возможности человека, провоцируют асоциальное поведение детей, подростков. В ментальных традициях чеченцев средств и методов воспитания исключалось всякое подавление, телесное наказание, унижавшие достоинство личности ребенка. Даже грубый окрик в случае непослушания ребенка осуждался общественным мнение и воспринимался как оскорбление и того, кто кричит, и того, на кого кричат. Чеченцы жили большими семьями и забота о воспитании детей лежала на старших членах семьи- бабушках, дедушках, которые использовали накопленный ценный опыт воспитания не только многих поколений своей семьи, а и всего этноса. Особый смысл придавался обычаю гуманного, уважительного отношения к личности ребенка: «Бить меньшего – значить унижать». «Битый и униженный гордым, смелым не вырастет». Наши предки понимали, какой вред может принести физическое наказание, что оно озлобляет детей, развращает родителей. Чеченцы, следуя обычаю «не поднимать руки друг на друга», воспитывали такие ценные качества, как гордость, свободолюбие, гуманность, достоинство, стыдливость, милосердие, почтение к старшим. Личностное развитие ребенка было и должно быть приоритетом в воспитании ребенка, на основные вопросы для любой подрастающей личности — «кто я?» и «зачем пришел в этот мир?» у родителей должны быть осмысленные ответы, помогающие ребенку сориентироваться в сегодняшнем дне и в перспективе.Чеченское общество и Глава Правительства ЧР озабочены проблемами духовно-нравственного воспитания детей. Я думаю, что каждый из нас в меру своих сил и возможностей, должен приобщать молодых к собственной культуре, истории, азам этнопсихологии и этнопедагогики. Принимая во внимание, что молодые родители не имеют психолого-педагогических ориентиров, я начал работу над проектом «Нохчалла». В числе основных целей проекта — расширение знаний детей и родителей о своем происхождении, об этносе, об основах религии. Кроме того, в проекте затрагиваются такие основополагающие вопросы, как кодекс чести чеченцев-вайнахов, мужество, патриотизм, любовь к родине, к отцу и матери, любовь к родному языку. Красной нитью в этом проекте проходят высокие моральные и этические ценности вайнахов, которые в полной мере соответствуют общечеловеческими. Для тех вайнахских семей, которые проживают вдалеке от своего этноса, это также большое подспорье в воспитании в рамках национальной ментальности, уважения к своим корням. Проект направлен на воспитание мальчиков и девочек 8-10-ти лет, когда идет активный познавательный процесс и ребенку нужны положительные и привлекательные примеры и образцы поведения. Исходя из этого, много внимания будет уделено совместному проведению времени семьи за игрой, в которой родители знакомят своих детей с чудесными историями своих предков, рода, тейпа, даже сказочных героев, народных эпических героев. Это будут не бетманы и не человекаи-пауки. Учитывая, что молодые родители не имеют осознанных методик ментального воспитания, мы предлагаем использовать традиционную практику: методы внедрения соревновательного духа (по-чеченски, это «яхье ваккхар»), соперничества в хороших делах, метода подражания положительным героям. Когда есть положительные герои, легче обучить и воспитать. Так воспитывали наши предки своих детей.Хочу дополнить свое выступление информацией для присутствующих здесь уважаемых слушателей-работников Министерства образования и Минздрава ЧР. Я высоко ценю работу психологов, хороший психолог –он и врач и учитель не только для ребенка, но и для взрослого, у которого возникают в жизни неизбежные проблемы и сложности. Основная трудность, с которой мы сталкиваемся – это недостаток квалифицированных кадров. В связи с этим предлагаю вашему вниманию информацию о том, что на данном этапе мы, совместно с АНО «Женщины за развитие», работаем над заявкой в Институт имени Сербского с просьбой о проведении семинаров по повышению квалификации наших психологов, в особенности по работе с травмой.Далее участники имели возможность участия в дискуссии, в ходе которой на вопросы отвечал заместитель министра образования и науки ЧР Усманов А.Р.Участники были удовлетворены работой, проведенной на встрече и благодарны спикерам за возможность обсудить тему и получить достоверную информацию о ситуации с психическим здоровьем детей и возможностями получения качественной психологической и психиатрической помощи в республике.Итоги: Полученную информацию использовать при разработке «Дорожной карты» для обеспечения легкого доступа к качественной психологической помощи в сельских школах.АНО «Женщины за развитие» и Уполномоченному по правам ребенка в ЧР разработать и подать заявку в Институт имени Сербского с просьбой о проведении семинаров по повышению квалификации наших психологов, в особенности по работе с травмой.Поддержать идею проекта духовно-нравственного воспитания детей «Нохчалла».