25 января 2018 года в Грозном состоялся Круглый стол, организованный АНО «Женщины за развитие» совместно с Департаментом по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики.
Тема Круглого стола: «Культура семьи. Опыт работы по гармонизации брачно-семейных отношений и воссоединению семей, распавшихся по незначительным причинам».Место проведения: Зал Департамента по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской республики, 12 этаж здания «Бизнес-центр», г. Грозный, пр. А.А. Кадырова, 3/25.Модераторы:— заместитель директора департамента по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики — Эльмерзаев Исмаил Маликович;- директор АНО «Женщины за развитие» — Базаева Либкан.Организаторы:— Департамент по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики;                                 — отдел по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Чеченской Республике;      — АНО «Женщины за развитие».Вопросы на обсуждение:

  1. Семейная культура, семья без насилия. Защита прав разведенных супругов и их детей.

Выступающие: И. Эльмерзаев – заместитель директора департамента по связям                         с религиозными и общественными организациями Администрации Главы                и Правительства Чеченской Республики;Л.Базаева – директор АНО «Женщины за развитие».Р.Ахмедов- консультант отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Чеченской Республике;

  1. Опыт работы по гармонизации брачно-семейных отношений и воссоединению семей, распавшихся по незначительным причинам.

Выступающие:А.У. Абдулаев – заместитель муфтия Чеченской Республики;А. Гадаев – кадий Грозненского районаДискуссия. Подведение итогов. Цель Круглого стола состояла в том, чтобы инициировать широкое освещение работы комиссии, обсудить ее итоги, провести на базе  деятельности Комиссий мониторинг результатов с целью улучшения эффективности этой  работы, а также выразить желание общественных организаций, в том числе АНО «Женщины за развитие», сотрудничать и работать в комиссиях по гармонизации брачно-семейных отношений  и воссоединению семей, распавшихся по незначительным причинам.Л.Базаева- модератор Круглого стола, в своем выступлении сказала, что идея   создания комиссий по гармонизации брачно-семейных отношений  и воссоединению семей, распавшихся по незначительным причинам не искусственная, она  родилась не в кабинетах и является запросом  времени. Урбанизация жизни,  изменения в культурном фоне и бытовом укладе семьи привели к ослаблению  традиционных  институтов сохранения семьи.  Сейчас соседи, живущие через стену, не знают и не вмешиваются в семейные конфликты. Для современного чеченского общества наиболее эффективным инструментом миротворчества является Муфтият, который способен  урегулировать как жгучие конфликты общества, так и семейные раздоры. Семейные споры многочисленны и разнообразны, на что указывает статистика разводов. Официальная цифра разводов в 2017 году – более 3000, на первый взгляд это кажется немного, если не учитывать тот факт, что число незарегистрированных разводов на порядок больше.Поэтому  необходимо  объединение  активной общественности  и государственных структур по  развитию культуры семьи, базовым началом которой  будет принцип ненасилия.  Мы считаем, что основной причиной многочисленности распадов семьи является практикующееся  в обществе насилие в семье. И соответственно, реальной профилактикой  разводов  может быть  решительная борьба с этим   нетерпимым  явлением. Насилие и семья несовместимы:  таков должен быть исходный принцип  в  программе гармонизации семьи. Работа по воссоединению семьи не терпит  формального подхода. Каждая семья — это отдельный мир, как писал Л. Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на другакаждая несчастливая семья несчастна по-своему». Каждая ситуация требует индивидуального и деликатного подхода. Для этого нужны подготовленные медиаторы, которые  владеют  набором инструментов: требования Ислама по отношению к семье, национальные обычаи и правила, положения Семейного кодекса РФ.Но, кроме того, мы должны информировать общество о тяжелых последствиях насилия в семье и соответственно распада семьи, но одновременно  показывать положительные примеры, пропагандировать  лучшие семейные ценности.  Я хочу сделать оговорку: нельзя постоянно ориентировать людей на старые архаические представления ( это уже никого не убеждает  и может вызывать протестную  реакцию), надо учитывать, что мы имеем дело с новым поколением, живущем в  совершенно других социально-экономических  условиях, в агрессивном информационном поле. Мы должны воспитывать население, объясняя,  какое тяжелое  воздействие на  психо-эмоциональное  развитие детей оказывает насилие в семье и распад семьи.Заместитель директора департамента по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики  Исмаил Эльмерзаев  сообщил, что Департамент по поручению Главы Чеченской республики  Рамзана  Ахматовича Кадырова является куратором работы  районных комиссий по гармонизации брачно-семейных отношений и воссоединения семей, распавшихся по незначительным причинам. Итогом  деятельности комиссий стало воссоединение более 1500 молодых семей.  Публичные просветительские мероприятия  АНО «Женщины за развитие» и участие других общественных организаций  являются  сильной  поддержкой  Муфтияту ЧР и Уполномоченному по правам ребенка в ЧР, которые непосредственно занимаются вопросами урегулирования семейных споров .  Абдулаев А., заместитель Муфтия ЧР, член районной комиссии по гармонизации брачно-семейных отношений  и воссоединению семей, привел следующие цифры: на прием в Муфтият к  одному медиатору приходит от 5 и более заявителей в день. Решение их вопросов сопряжено с необходимостью исследования проблемы и обсуждение способов ее решения через неоднократные встречи с родственниками, детьми, духовенством района или села и т.д. Загруженность медиаторов и эмоциональное напряжение приводят к профессиональному выгоранию помогающих, уходу квалифицированных специалистов в другую деятельность.Районные и городские комиссии призваны разгрузить Муфтият и продолжить  важную миссию медиации, помощи молодым семьям, испытывающим  недостаток опыта семейной жизни, предотвращая распад семей и увеличение роста социально неблагополучных семей. Чеченское правительство и общественность обеспокоено ростом разводов, увеличивающимся числом детей-сирот, высоким уровнем психических расстройств как среди молодых людей, вступивших во взрослую жизнь, так и у детей, лишенных общей родительской любви и заботы.В своем выступлении об опыте работы в районной комиссии и в комиссии в Муфтияте, Абдулаев А. выделил следующие причины разводов, среди которых первой он назвал завышенные (чрезмерные) требования (или обязательства) к женщине, когда она в желании быть полезной семье берет на себя и мужские обязанности и со временем перестает с ними справляться. Абдулаев А. отметил, что  в Исламе обязанности мужчины и женщины расписаны четко, что позволяет распределить домашние дела и роли в соответствии с возможностями, данными им Всевышним. Он привел яркий пример того, как увеличиваются обязанности жены,  которая, например, ездит за рулем:  теперь в круг ее обязанностей входит поддержка родственных отношений, свадьбы, похороны, покупки, привезти и увезти детей в школу, садик, больницу и т.д.- все возлагается на нее. Завышены требования и к молодому мужчине. Молодому мужчине  сегодня трудно соответствовать  современным критериям  понятия «къонах», в него обыватели  вкладывают свой смысл: материальное благополучие семьи, конкурентоспособность, авторитет среди родственников (который  часто приравнивается к размеру кошелька,  количеству полезных связей и т.д.).Третьей причиной он назвал «неравные браки» или ,точнее, социально экономическое несоответствие, когда молодые люди не учитывают социальный статус  своих семей, и  изначально создают почву для неразрешимых конфликтов. Особую роль играют условия воспитания. Сегодня чеченцы живут во всех регионах мира. Каждый регион и социальное положение семьи накладывает отпечаток на менталитет, образ жизни, этику поведения в семье и в обществе. Если молодые люди не учитывают социального фактора, морально-этические ожидания друг друга, то семья подвержена  стрессам в связи  с необходимостью в минимальные сроки перестроиться.   «Что может знать сельская девушка о бытовых нормах чеченской семьи из Москвы?  С первого дня она может быть подвержена критике, насмешкам, унижению, что отрицательно скажется на отношениях молодоженов.   Хотелось бы, чтобы брачующиеся знали, — сказал А. Абдулаев, — что в Исламе явное неравенство в социальном статусе семей является веской причиной отказа на предложение заключить брак, а также поводом для развода».«Если все перечисленные причины разводов, -сказал Абдулаев А., — были известны и описаны в Коране, то новыми рисками разводов становятся   первое: интернет — чрезмерное увлечение супругов (или одного из них)  контактами в соцсетях в ущерб общению друг с другом;  второе:  споры по поводу использования материнского капитала.Особое тревогу  вызывает то, что  причинами развода все чаще становятся  старшие женщины в доме: свекрови, золовки, тещи и т.д. Негативное вмешательство ближайших родственников как причину разводов  назвал и кадий Грозненского района А. Гадаев. Он отметил также как наиболее распространенную причину разводов — нарушение прав женщин, разного рода насилие в отношении ее. Сегодня родственники мужа и жены более категоричны, нетерпимы к молодым семье, и в случае конфликтной ситуации, часто являются инициаторами немедленного развода. Молодым внушают, что они всегда найдут лучший вариант, что не стоит прилагать усилий к сохранению семьи. Я согласен, что это связано с плохой культурой семейного окружения, которое не воспринимает семью как приоритетную ценность. «Развод в Исламе в принципе разрешен, — сказал Гадаев,  — но относится к нежелательным вариантам решения семейных проблем. В практике комиссий не было ни одного случая насильственного воссоединения семей или психологического  давления на разведенных супругов. Это было бы, в принципе,  контрпродуктивно и поэтому недопустимо. Медиация не предполагает никакого насилия, это миротворческий процесс при полной свободе решения участников. Наша задача показать аргументы и причины, убеждающие их в том, что сохранение семьи возможно и дает шансы счастливого будущего, воспитания детей в здоровой семье».Консультант Отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам ребенка Русбек Ахмедов информировал участников круглого стола о том, что большинство рассматриваемых жалоб у Уполномоченного связаны с насилием в отношении детей во время бракоразводных процессов, заключающемся, в основном, в нарушении права детей на равное общение с обоими родителями.  Он сообщил, что ребенок часто становится объектом шантажа и всевозможных манипуляций со стороны конфликтующих родителей. Это  отражается на психическом и физическом здоровье детей. Уполномоченный по правам  ребенка в своей деятельности использует конституционные  механизмы защиты прав детей, снижения уровня   психологической травматизации  и рисков для здоровья и безопасности детей в условиях родительского конфликта, а также активно использует инструменты медиации для сохранения ребенку полной семьи.В результате дискуссии участники сделали следующие выводы и предложения:

  1. О продолжении работы комиссий по гармонизации брачно-семейных отношений и воссоединению семей, распавшихся по незначительным причинам.
  2. О проведении работы по освещению деятельности комиссий и ее  результатов  в СМИ
  3. О необходимости сотрудничества Комиссий по гармонизации  брачно- семейных  отношений и воссоединению семей,  распавшихся по незначительным причинам,  и общественных организаций.
  4. О необходимости последовательной защиты прав и интересов детей, в частности, права ребенка на общение с обоими родителями в условиях семейного конфликта и разводов.
Рубрики: Блог