18 января 2018 года в Грозном, в здании Министерства образования и науки Чеченской республики состоялось первая встреча  Рабочей группы, сформированной в рамках нового проекта «Счастье жить. Психосоциальная помощь подросткам и их семьям с учетом ментальных особенностей и религиозной принадлежности с целью диагностики, терапии и коррекции психотравмирующей семейной среды».

Партнерами проекта и, соответственно, членами рабочей группы являются Министерство образования и науки Чеченской Республики, в лице Заместителя Министра Ахмеда Рамазановича Усманова, и Уполномоченный по правам ребенка в Чеченской Республике Хамзат Асурин-Басириевич  Хирахматов.  В целом, во встрече приняло участие более 35 человек. В рабочую группу вошли директора средних школ, начальники районных Управлений образования, школьные психологи и педагоги, лидеры родительских организаций, родители-активисты, представители общественных организаций.

Ведущими спикерами заседания были директор АНО «Женщины за развитие» Либкан Байсолтовна Базаева,  Заместитель Министра образования и науки Чеченской Республики Ахмед Рамазанович Усманов, Уполномоченный по правам  ребенка Чеченской Республики Хамзат Асурин-Басириевич Хирахматов, ректор Чеченского института повышения квалификации работников образования (ЧИПКРО) Ганга Бекхановна Эльмурзаева, Начальник Управления образования Ачхой-Мартановского муниципального района Бадруди Мотович Бедригов, Председатель исполкома ЧРОО «Союз родителей учащихся образовательных учреждений»  Яха Зауяндиновна Агаева.

Заместитель Министра образования и науки Чеченской Республики Ахмед Рамазанович Усманов проинформировал участников о том, как развивалась идея создания данного проекта и участии в его разработке еще на уровне заявки на конкурс Фонда Президентских грантов. Он отметил, что общественная организация «Женщины за развитие» работает с 2002 года, имеет стабильную и профессиональную команду и большой опыт ведения ведет социально полезных проектов, помогает семьям, оказавшимся в трудных жизненных условиях.

Либкан Базаева, директор АНО «Женщины за развитие», отметила:

Нельзя рассчитывать на то, что мы сможем справиться с растущим подростковым насилием, если будем закрывать глаза на насилие в семье. Потому что, если есть насилие в семье, оно неизбежно переходит в агрессию со стороны подростков. Говорю прямо и открыто, никакие обычаи или другие социально-исторические стереотипы, древние или новые, не оправдывают насилие в семье. С этих позиций мы, как команда, объединенная в рамках организации «Женщины за развитие», принципиально и последовательно выступаем против насилия в семье, и в отношение женщин, и в отношение детей

Выступление Уполномоченного по правам ребенка в Чеченской Республике Хамзата Асурин-Басириевича  Хирахматова было посвящено прямой связи между конфликтами в семьях, низкой культуры семейного сосуществования, на фоне которой растут дети. Он подчеркнул, что в республике резко увеличилось число разводов, а значит, дети остались жить в семье с одним родителем:

Настоящее бедствие для нашего общества – это когда после развода отцы волевым методом отнимают детей у матери, нанося им непоправимую травму, и всеми способами исключают возможность общения своих детей с матерями. Эта бессмысленная жесткость оборачивается в будущем тяжелыми последствиями в психологическом статусе ребенка. С проблемами таких детей первыми обычно сталкиваются школьные учителя.

Мы должны изживать из нашего общества поведение взрослых, которое интерпретируется как обычаи или исламские нормы, хотя достоверно известно, что Ислам категорично не допускает разлучения ребенка и матери. Принципиальность Ислама в этом вопросе помогает нам преодолевать вредные стереотипы. Наши Адаты содержат норму гуманного и уважительного отношения к человеческому достоинству ребенка. Это и есть опорные точки в воспитании уважительного отношения к достоинству ребенка и гуманного доброжелательного отношения к женщине в семье. Более того, уважительных взаимоотношений родителей после развода, потому что это необходимо делать в интересах своих детей, которые являются безусловным приоритетом.

Главной темой заседания и предметом дискуссии был проект Программы по улучшению психического здоровья детей и подростков с учетом этнических особенностей и исламских традиций, представленный Разет Эльбрусовной Гримсолтановой, кандидатом психологических наук, преподавателем психологии Чеченского базового медицинского колледжа.

Учителя и психологи, члены родительских комитетов рассказывали о сложностях работы с трудными подростками, а также с их родителями и связывали это с необходимостью просвещения родителей в области подростковой психологии.

Мами Муцаев, член Общественной палаты Чеченской Республики, заострил внимание участников заседания рабочей группы на том, что сегодня приходится сталкиваться с новыми непривычными вызовами времени. Информационное поле очень сильно влияет на подростковую среду, начиная от современных подростковых увлечений, как например, игры в социальных сетях, вплоть до вовлечения в радикально-экстремистские группы.

Выступающие отметили, что для коррекции психотравмирующей семейной среды и оказания эффективной психологической помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, необходимо укреплять и развивать взаимодействие между социальными партнерами, повышать компетенцию родителей в вопросах психологического взаимодействия членов семьи и создания зоны комфорта для детей.

Хаджиханова Заира, педагог-психолог средней школы №1 Ачхой-Мартановского района, обратила внимание присутствующих на исключительную жестокость, присущую некоторым подросткам:

Случай в пермской школе вызвал всеобщую тревогу. Пока нет логического объяснения жесткости этих подростков. Однако, мы у себя в нашей практике наблюдаем в школах за детьми из неблагополучных семей. И видим, что типичная причина  неожиданного всплеска подростковой агрессии — это действия горе-отцов, которые после развода запрещают детям встречаться и общаться с родной матерью, манипулируют детьми, чтобы наказать  бывшую жену. Они не понимают тяжелых психо-эмоциональных последствий для детей. Поэтому проблему необходимо решать комплексно, корректировать психо-травмирующую семейную среду: воспитывать миролюбие и дружелюбие в детях, а также предотвращать насилие со стороны взрослых.

Итогом собрания было единодушное одобрение проекта и утверждение Cостава рабочей группы. Участники горячо поддержали цели и задачи проекта и выразили готовность всесторонне поддерживать и принимать участие в его мероприятиях, предложили вести постоянное информирование о ходе проекта, возникающих проблемах и промежуточных результатах.

  Проект «Счастье жить» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Рубрики: Блог