История основана на реальных событиях, однако имена в этой истории и факты биографии героев изменены с целью сохранения их анонимности. Любые совпадения с реальными людьми или событиями случайны.
Алия влюбилась в него с первого взгляда. Арсен (так звали ее избранника), хоть и был небольшого роста, зато крепко сложен. В отличие от других парней в их городе, не пил и не курил. Был скромен и почтителен по отношению к старшим, хорошо относился к Алие. Хотя он был чеченец, а она татарка, проблем в общении и взаимопонимании не было. Арсен всегда говорил, что это не важно, главное, они одной веры, мусульмане.
Вскоре они поженились по мусульманским обычаям. Родственники девушки хорошо приняли его. У них родились две девочки. В Чечне, откуда был родом Арсен, закончилась война. Он всегда скучал по родным и мечтал вернуться домой. Алия, хоть и побаивалась ехать в Чечню, все же решилась на переезд. Ей хотелось видеть мужа счастливым.
Жизнь в Чечне была относительно спокойная, хотя развалины и руины на улицах Грозного нарушали хрупкое чувство мира. Своего жилья у молодых не было и пришлось жить в одной квартире с родственниками Арсена, которые не приняли невестку из чужого края. Алия исправно совершала намаз, но принять чеченские традиции так и не смогла. Начались ссоры. Сначала между Алией и сестрами мужа, а затем и с мужем. После того, как муж ее ударил, Алия собрала детей и сообщила, что уезжает. Муж потребовал оставить девочек с ним, возможно, в надежде, что она одумается.
После того, как муж ее ударил, Алия собрала детей и сообщила, что уезжает. Муж потребовал оставить девочек с ним, возможно, в надежде, что она одумается
Алия слышала о традиции чеченцев оставлять детей после развода с отцом, но думала, что их это не коснется. О том, что угрозы мужа не шутки Алия поняла уже на вокзале, когда муж выхватил у нее детей. В тот день молодая женщина вызвала полицию, и мужу пришлось отпустить девочек. После этого случая Арсен звонил Алие, просил прощения. Приезжал несколько раз. Молодые люди пробовали вновь и вновь склеить семью, женщина просила остаться жить с ними в Татарстане. Однако Арсен уже не представлял свою жизнь за пределами родного края, но семья ему тоже была дорога. Они решили, что Арсен будет часто приезжать и навещать девочек.
В один из таких приездов Арсен сказал жене, что хочет показать дочкам родину, новый Грозный, свой дом, познакомить с родней. Старшая дочь Лиля согласилась погостить у отца. Скрепя сердце, Алия отпустила девочку на летние каникулы, решив, что той пойдет на пользу южный климат и она наберется сил перед новым учебным годом. Лиля, на отлично закончила девять классов и решила продолжить учебу в школе, чтобы потом поступить в институт в Москве.
Лиля часто звонила из Грозного, рассказывая про папину родню и местные обычаи, но потом звонки прекратились. Арсен отвечал на звонки Алии редко, сообщая, что у Лили все хорошо. В конце августе, когда нужно было готовиться к школе, Алия настойчиво попросила Арсена отправить дочку домой, однако наступило первое сентября, а Лиля так и не вернулась. Арсен только прислал эсэмеску, в которой сообщил, что устроил девочку учиться, и просил оставить его и дочь в покое.
Алия поняла, что бывший муж обманул ее, и она сразу же отправилась в Грозный. Новый город поразил ее ослепительной красотой – широкими улицами, красивыми зданиями и великолепными мечетями. Алия взяла такси и попыталась разыскать тот дом, где они жили ранее у родственников с мужем. Дом она узнала не сразу – его отремонтировали и он казался новым, однако в подъезде все было по — прежнему. Алия узнала клеенчатую дверь и даже прежние половицы, но дома никого не оказалось. Телефон Арсена молчал. Телефон Лили был недоступен. У Алии перехватило дыхание – вот оно. Он все-таки сделал это, не силой так хитростью. Забрал ее девочку, наказав за развод.
Алия заплакала от отчаяния и обиды. Как же так? Как он мог так поступить? Где теперь искать дочку? Алия отпустила таксиста и села ждать возле подъезда на лавочку. Проходившая мимо женщина обратила на нее внимание. Завязался разговор, и незнакомая женщина сказала, что знает, кто ей может помочь. Она зашла в квартиру, а вернулась с какой-то бумажкой. Женщина сказала Алие, что не сможет отдать это объявление, так как оно у нее одно, но попросила переписать номер, где ей могут помочь, и даже предложила набрать с ее телефона. Как выяснилось, это была листовка организации «Женщины за развитие».
Алия набрала номер и смогла только выдавить из себя «помогите», рыдания сдавили горло. На удивление, приятный женский голос ответил по-русски: «Мы обязательно поможем. Что случилось?» Алия только плакала в трубку, тогда женский голос мягко, но настойчиво спросил: «Откуда Вы звоните? И где Вы сейчас находитесь?» Соседка подсказала Алие адрес, а вскоре после этого молодая женщина уже пила чай в офисе «Женщин за развитие». Ее внимательно слушали две женщины и она чувствовала, что им можно доверять. Она просто рассказала им свою историю от начала до конца. Сотрудницы организации «Женщины за развитие» обещали помочь найти и вернуть Лилю, а пока они посоветовали ей отдохнуть и отвезли в гостиницу. Заселившись в номер, Алия упала на кровать от переживаний и усталости, но в тот вечер обретя надежду она вновь молилась Богу и заснула, положившись на Его милость.
Заселившись в номер, Алия упала на кровать от переживаний и усталости, но в тот вечер обретя надежду она вновь молилась Богу и заснула, положившись на Его милость.
На следующее утро «женщины» помогли Алие найти колледж, где училась дочь, и предложили отвезти ее туда. Спустя полчаса она уже обнимала и целовала свою девочку, пока та рассказывала, как ей жилось все это время. Оказывается, Лиля за это время уже пыталась совершить побег, так как отец не разрешал уехать обратно к маме, запирал ее дома сразу после учебы, отобрал телефон. Однажды она вызвала такси прямо из колледжа, попросив таксиста отвезти ее на вокзал. Однако водитель, мужчина из местных, заподозрив неладное, отвез девочку обратно в колледж.
После неоднократных попыток связаться с мужем Алии, женщины посоветовали ей написать заявление в отдел Уполномоченного по правам ребенка, а также помогли составить заявление в прокуратуру Чечни. Уже на следующий день в отделе Уполномоченного Арсен возмущенно рассказывал, что привез Лилю в Грозный по ее желанию, а также устроил на учебу в колледж. Лиля сразу же перебила отца, сказав, что не планировала оставаться в Грозном, а приехала к нему в гости только на каникулы. Лиля, вся в слезах, говорила о том, что почти не видела отца, так как у него в Чечне не оказалось своего дома и ей пришлось жить у тети. Тетя относилась к ней хорошо, но ее дети обижали девочку, смеялись над ней, обсуждали ее при ней на чеченском языке, которого Лиля не знала. У девочки не было желания учиться в колледже в Чечне, и она мечтала о поступлении в Москву. Она неоднократно просила отца отпустить ее к матери, но он не хотел ее слышать. Арсен жестко отвечал девочке, что не позволит ей обсуждать его решения как отца, и в Чечне дети после развода остаются с отцом. Таковы законы, а она чеченка, и мусульманка. Мать не сможет ей дать правильного чеченского воспитания, и замуж выдать хорошо не сможет, а здесь все родственники ее любят и хорошо к ней относятся. И ее двоюродные братья и сестры тоже ее полюбят, нужно дать им только немного времени.
Арсен жестко отвечал девочке, что не позволит ей обсуждать его решения как отца, и в Чечне дети после развода остаются с отцом. Таковы законы, а она чеченка, и мусульманка. Мать не сможет ей дать правильного чеченского воспитания, и замуж выдать хорошо не сможет
Алия пришла в возмущение, что Арсен отправил жить дочку к сестре, поручив ей воспитание девочки, ведь она мать и имеет полное право воспитывать свою дочь сама. «Женщины» и сотрудники офиса Уполномоченного по правам ребенка пытались объяснить отцу, что мать, прежде всего, обладает правом воспитывать ребенка, а также жить вместе с нею. Однако Арсен был непреклонен и заявил, что в дела своей семьи он лезть никому не позволит. Он так решил, что Лилия останется в Чечне. Лиля не понимала такого грубого и жесткого отношения к себе, вновь расплакалась и закричала, что она все равно сбежит, если ее не отпустят жить с мамой. Девочка показала отцу свой блокнот, исписанный чертежами маршрутов до Нижнекамска, их родного города.
В тот день долго еще велись разговоры и на чеченском, и на русском, но история закончилась благополучно. На следующий день Лиля с мамой уехали домой. «Женщины за развитие» смогли убедить отца девочки, что взрослые самодостаточные люди, знающие чеченские традиции, нормы Ислама, где ясно прописана святая связь матери и ребенка, не станут делать ребенка разменной монетой в угоду своим амбициям. Ребенок по всем законам: чеченским адатам, по Исламу и по российским законам, должен быть защищен от посягательств на его права.
Материал подготовлен АНО «Женщины за развитие» в рамках проекта «Мадина».