В Российской Федерации 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. При этом статистика по преступлениям в отношении женщин, связанных с домашним насилием, фрагментарна, труднодоступна или отсутствует. Тем не менее, эксперты отмечают неуклонный рост количества семейно-бытовых преступлений в России, при этом 60-70 % женщин, пострадавших от насилия, не обращаются за помощью. 

Ситуация на Северном Кавказе в отношении прав женщин и детей еще более осложняется ввиду того, что общество следует патриархальному укладу, когда женщина должна занимать подчиненное место по отношение к мужчине. Многие молодые мужчины считают, что несут ответственность за жену во всех сферах ее жизни. Это в свою очередь часто проявляется в экономическом и психологическом насилии, а часто и физическом. Как помочь женщине и детям в ситуации домашнего насилия отвечает Марет Шидаева, психолог АНО «Женщины за развитие», которая в том числе консультирует женщин, которые звонят на горячую линию. 

— Можно ли помочь женщине по телефону и какой совет вы могли бы дать женщинам в ситуации домашнего насилия?

Да, конечно. По телефону горячей линии оказывается, в основном, экстренная психологическая помощь при острой форме насилия. Но прежде чем психолог начнет консультирование по телефону, жертву насилия нужно предупредить о необходимости создания безопасного места на время общения по телефону, быть осторожной. Помощь психолога заключается в умении быстро и адекватно оценить ситуацию, риски, принять меры по обеспечению физической и психологической безопасности, нормализации психического состояния пострадавшей. Если вы столкнулись с насилием необходимо фиксировать все, каждый случай избиения, записать на диктофон угрозы, привлечь по возможности свидетелей, сообщить о случившемся родителям, близким, попросить о помощи соседей. При необходимости психолог сообщает информацию о возможности защиты прав в суде, о ресурсах (психологическая, социальная, юридическая помощь), которые есть у организации или в республике, регионе.

— Сколько занимает по времени терапия?

Особое внимание уделяется женщине, находящейся в ситуации, когда она не может уйти продолжает жить под одной крышей с насильником. Но и в случае, когда женщина ушла от насильника и даже обратилась в суд и одержала победу в суде, потерпевшая по-прежнему остается беззащитной перед своим насильником. Он может продолжать преследовать, угрожать, нападать и даже убить. Поэтому терапия бывает длительной, до тех пор, пока женщина нуждается в нашей защите и реабилитации.

— Существует мнение, что психологи разрушают семьи. Можно ли сохранить семью в ситуации домашнего насилия или у жертвы есть только один выбор – уйти?

По определению, домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, вербального, психического и экономического насилия с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Отсюда следует неутешительный вывод, что на послабление или прекращения насилия рассчитывать не стоит. Иначе, мы имеем дело не с домашним насилием. Известно, что в ситуации домашнего насилия роли распределены конкретно: один — насильник, второй-жертва. Насильник привыкает к такому виду взаимоотношений, так как он видит, насколько мощными и эффективными инструментами являются манипуляция и контроль. Он никогда не откажется от своих манипуляций, скорее всего, потому что он не умеет по-другому, да и общество, находящееся в плену мифов и стереотипов, на его стороне. Он знает, что он делает и чего хочет добиться, это не является импульсивной вспышкой. Насилие — это тщательно выстроенная система. Поэтому жертве менять свое поведение, надеясь, что оно перестанет вызывать у партнера агрессию, бесполезно: что бы вы ни сделали, насильник всё равно будет продолжать бить или унижать. Надо принять тот факт, что как бы жертва не старалась, она не справится с ситуацией. А значит, у жертвы есть один выход — уйти.Если верна теория психологически приобретенного насильственного поведения, то обидчиков можно научить навыкам неагрессивного поведения. Возможно, но для этого в обществе должны быть определенные предпосылки — неприятие в обществе насилия над женщинами, детьми и стариками, осознание всеми неотвратимости наказания за любые формы насилия над человеком.

— Что по-Вашему нужно сделать, чтобы в семьях стало меньше насилия?

Сравнительный анализ разных обществ показывает, что домашнее насилие — не универсальное явление. Снижение уровня насилия зависит во многом от социокультурной атмосферы в государстве, которая нетерпима к насилию.

Краткая справка:

Марет Шидаева, психолог организации «Женщины за развитие». В 2007 г. окончила Чеченский государственный университет с присвоенной квалификацией педагог-психолог. Работала психологом в международной гуманитарной организации «Врачи без границ», оказывая помощь населению, включая детей и подростков, в пост-военное время. Имеет более 10 лет опыта практической работы и индивидуального психологического консультирования, а также организации и ведения различных групп психотерапии, работы с жертвами домашнего насилия и жертв стокгольмского синдрома. Знает специфику работы с семьями, исповедующими ислам. Помимо работы психологом в АНО «Женщины за развитие», Марет Шидаева оказывает консультации семьям в острой кризисной ситуации в офисе Уполномоченного по правам ребенка Чеченской Республики.

Рубрики: Лента