000000000000001Автономная некоммерческая организация «Женщины за развитие» выиграла грант в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации» по проекту «Реализация социально значимого проекта по конкретной программе в области охраны здоровья по направлению: формирование здорового образа жизни».
Проект под названием « Социальная адаптация глухонемых девочек — воспитанниц школы-интерната в Чеченской Республике» является пилотным проектом в работе с этими детьми. Общей целью проекта является оказание помощи в социальном становлении выпускниц школы -интерната, подготовки их к решению сложных социальных и психологических проблем, которые ждут их на жизненном пути. Основной причиной их желания работать с такими детьми стала озабоченность тем, что чрезвычайно актуальной стала проблема морально-нравственного воспитания молодежи в связи c угрозой радикальных влияний на молодежь, в том числе и на девочек. Преобладающая на сегодня в специальных интернатах для детей с нарушениями слуха система готовит людей, которые составляют автономную социальную группу, они имеют свою субкультуру и в большинстве случаев не способны к самостоятельному установлению контактов со слышащими ровесниками, к социальной адаптации. Наиболее эффективным способом самостоятельного установления контактов с миром для таких детей стала компьютерная грамотность. Дети школы-интерната не чувствуют недостатка в компьютерной технике, в ее доступности. Но это бесценное благо может обернуться большим злом для таких детей в силу того, что проблема со слухом резко сузила их возможности познания мира, и девочки могут попасть в группу риска из-за своей неискушенности. В связи с этим в проект включены специальные компьютерные занятия специалиста из АНО «Женщины за развитие», предусматривающие также информирование учениц интерната об опасности посещения некоторых сайтов в сетях интернета и о негативных последствиях для тех, кто этими сайтами увлекается.Другой важной причиной создания проекта и работы по его реализации стало то, что из-за желания государства и общества щадить таких детей, страха близких родственников и самого государства, что их осудят за привлечение таких детей к труду, у них воспитывается чувство неполноценности, иждивенческое и потребительское отношение к обществу и государству. Многие родители с детства внушают глухонемым девочкам мысль о невозможности полноценной социальной жизни, отказывают им в возможности планировать семью и детей. Разностороннему развитию личности ребенка-инвалида следует уделять много внимания. Ведь только человек, осознающий себя носителем определенных профессиональных, культурных и иных ценностей, имеющий адекватное представление о себе, способен выбирать цели своей деятельности, проявляя необходимую гибкость, диктуемую конкретными обстоятельствами, неуклонно продвигаться к их осуществлению. Чтобы в процессе общего образования личность ребенка сформировалась, необходима целенаправленная работа. Учитывая опыт работы этой организации с такими детьми, хотелось бы отметить, что помимо родительского воспитания и самовоспитания, помимо работы учителей, психологов и социальных педагогов, рекомендуется ввести в программу развития детей еще один аспект – методы арт-терапии, включенные в уроки изобразительного искусства. Оценивая перспективы внедрения арт-терапии в образовательные учреждения, нельзя не признать, что ее интеграция в школы способствовала бы максимальному приближению инновационных здоровьесберегающих технологий к нуждающимся в них детям. Очевидно, что у глухих и слабослышащих детей аудиальный канал познания мира отсутствует или практически отсутствует, и арт-терапия в этом ключе является одним из наиболее подходящих методов для таких детей. Со слов психолога этого центра Марет Шидаевой, она представляет собой мощный психологический инструмент, позволяющий в игровой форме конструировать не только продуктивную модель поведения, но и развивать необходимые качества личности. Учитывая особый эмоциональный статус таких детей, были проведены для них в рамках арт-терапии мастер-классы по теме « Матрица чувств» с привлечением профессионального художника – заслуженного работника культуры А. Ильясова. Итогом их усилий по развитию творческого потенциала девочек стал старт передвижной благотворительной выставки рисунков в здании Национальной библиотеки, в Министерстве по национальной политике, печати и информации, в Министерстве экономического, территориального развития и торговли ЧР, где результаты работ смогли увидеть представители широкой общественности, сами глухонемые дети, а также их родители, преподаватели и представители госучреждений. В рамках проекта с воспитанницами интерната проведены также занятия по рукоделию и кулинарии, такие как «Первые салфетки», «Вязание цветка», «Национальные блюда». Такие занятия оказались наиболее подходящими для обучения глухонемых девочек, т.к. многие элементы рукоделия достаточно было показать — для них язык жестов более привычен и не было необходимости использовать профессиональные термины. На занятиях по кулинарии и рукоделию детям смогли придать уверенности в своих способностях, оказали помощь в овладении некоторыми навыками самостоятельной жизни, ведения домашнего хозяйства (приготовить обед, накрыть праздничный стол, украсить интерьер, одежду). Для усиления проектной деятельности и ее пролонгированного влияния на общество, изменения отношения к детям с ограниченными возможностями была проведена 18 мая благотворительная акция вместе с инициативной группой волонтеров из школы села Пролетарское. Волонтеры из этой школы при участии художника и аниматора Аси Умаровой создали свой собственный анимационный фильм «Стена» и привезли его на просмотр своим сверстникам из интерната. Фильм рассказывает о стене в городе, годами разделявшей его на две части. Люди в городе уже забыли, кто и с какой целью ее построил, а она все стоит, обрастая мифами о страшных людях, живущих за этой стеной.В этом кругу фильм приобрел дополнительный смысл: между здоровыми и нездоровыми детьми тоже есть стена, и ее можно разрушить общением и теплом детских сердец. Создатели фильма получили мощный импульс к продолжению творчества и предложили глухонемым девочкам участвовать в их анимационном проекте. После просмотра фильма дети-волонтеры и организация «Женщины за равзвитие» подарили для игровой комнаты интерната игрушки. Воспитанницы интерната из старших классов накрыли стол для гостей, за которым дети в непринужденной обстановке смогли ближе познакомиться, обменяться телефонами, чтобы общаться с помощью современных медиа-технологий (WhatsApp). О ходе проекта регулярно выставлялась информация в СМИ и интернете. С завершением проекта внимание к детям с ограниченными возможностями не должно заканчиваться. Наш общий долг неустанно искать возможности и способы оказания самой разнообразной помощи этим детям. АНО «Женщины за развитие» привлекает глухонемых девочек из интерната к участию в других своих проектах, например, в проекте «А ну-ка, девушки! Улучшение качества жизни девушек и женщин, с инвалидностью и без, проживающих в общежитиях и отдаленных районах Чеченской Республики, через активное участие в инклюзивных спортивных мероприятиях». АНО « Женщины за развитие» считает чрезвычайно важным — изменить отношение общества к проблеме, к самому понятию «милосердие». Общество должно не давать рыбу, а научить ее ловить, т.е. мотивировать детей с ограниченными возможностями к социально полезной деятельности гражданина и стимулировать в них чувство своей востребованности в обществе. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации»».Хава Батаева№ 141 (2575)ВЕСТИ РЕСПУБЛИКИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИhttp://vesti95.ru/proekt-vo-blago/

Рубрики: Новости